MBA в СНГ

Выбираем школу бизнеса

Советы по выбору школы бизнеса и программы MBA. Определение критериев при выборе школы бизнеса и программы MBA

Зачем нужна степень МВА?

Первый шаг, который необходимо сделать, проанализировать свои мотивации при выборе программы МВА. Меняете ли вы сферу занятости или же хотите расти по карьерной лестнице? Является ли самым важным для вас рост заработной платы, или же вы хотите получить международный опыт? Может быть, вашей первичной целью является расширение своего образования и горизонтов... Честная самооценка сбережет вам массу времени и сил и поможет вам сделать более «сфокусированный» выбор школы.

Расширение карьерных возможностей: в 2006 г. это самый серьезный фактор при выборе программы МВА среди кандидатов из России.

Приобретение новых навыков: 74% — второй по важности фактор среди российских аппликантов МВА.

Самооценка при определении своих карьерных целей

При выборе бизнес−-школы надо попытаться сократить список профессий, которые вам интересны на основе искренней самооценки своих текущих способностей и навыков. Тщательно проанализируйте свою мотивацию. Основной частью данного процесса должно быть определение того, где бы вы хотели работать после окончания обучения.

Зачем задавать эти вопросы? Из практических соображений во многих формах заявки бизнес−-школы ставят вопрос о том, какую карьеру хочет сделать кандидат. Сотрудники приемной комиссии хотят иметь четкое объяснение того, кем бы вы хотели быть в будущем и почему именно эта конкретная школа может помочь вам в «карьеростроительстве».

Например, если вы думаете, что можете стать консультантом по вопросам управления или банковским служащим с начальной зарплатой свыше US $90,000, существует лишь 50 или 60 международных бизнес−-школ, 50% из которых находятся в США, где компании, работающие в этой области, ведут активный рекрутинг.

Бюджет и тип обучения

Модель Full−-Time MBA все еще остается самой популярной формой обучения, исходя из количества поступающих. Растет число кандидатов по программам Part−-Time и Executive MBA, однако в сравнении с программами МВА они не так популярны. Стандартный срок обучения по международной программе Full−-Time MBA в США составляет 2 года. Такие школы как Wharton, Harvard и Stanford просят за обучение приблизительно US $35,000 в год. Европейская школа London Business School предлагает двухгодичную программу, в то время как программы школ IMD, INSEAD, Cranfield, Warwick и некоторых других топовых школ длятся 1 год.

В Европе стоимость обучения по программе МВА может быть сравнительно небольшой EUR 5000 в год, но может и доходить до EUR 31,000 (сюда включены расходы на проживание, учебные материалы и др.). Однако существует возможность получения финансовой поддержки, благодаря которой кандидат может себе позволить учебу по самым дорогим программам. Различные организации также предлагают стипендии, а многие местные банки выдают кредиты на обучение с невысоким процентом.

Определение критериев при выборе школы

Несмотря на всевозможные рейтинги, исследование говорит о том, что у кандидатов сильно отличаются мнения о критериях, которые имеют для них первостепенное значение при выборе бизнес−-школы. На предстоящем World MBA Tour кандидаты могут обратиться к TopMBA Scorecard — новому онлайновому инструменту, позволяющему подобрать конкретные школы по заданным критериям. По данным исследования, самыми популярными критериями отбора бизнес−-школы (все они — на TopMBA Scorecard) являются:

Возможность получения стипендии/финансовой помощи: большинство кандидатов МВА признают, что было бы здорово получить стипендию, однако это не столь важно при выборе программы МВА. Однако возможность получения частичной или полной стипендии может сильно повлиять на выбор школы.

Репутация школы: среди работодателей этот фактор является индикатором качества программы. Как правило, чем выше репутация школы, тем выше размер заработной платы, которую предлагают рекрутеры в конце программы обучения.

Какие источники информации следует использовать?

Кандидаты МВА сталкиваются с большим количеством всевозможных рейтингов и источников информации. Рейтинги – популярный метод определения репутации школы, однако при таком большом их количестве кандидатам становится довольно сложно судить о том, какие школы являются лучшими. Респондентов спрашивали, какие источники информации на их взгляд являются очень полезными. Самым популярным источником получения информации оказались встречи с представителями школ. Рейтинги издания Business Week и TopMBA Career Guide стоят на втором месте по популярности.